Header image  
БАЙК ЛЫЖИ БАЙДАРКА АВТО  
  Главная > Байк > 1999 > Кавказ :
   
 
Кавказ
 
  Кавказ

3-27 августа 1999 г.

Саратовская - Имеретинская - Тверская - Ерик - Вперед - Апшеронск - Ширванская - Новые Поляны - Черниговское - Гуамка - Мезмай - турбаза Лагонаки - пер. Азишский - пер. Абадзешский - пер. Инструкторский - пер. Гузерипль - пер. Армянский - г. Фишт - пер. Белореченский - пер. Черкесский - Бабук-Аул - Бзыч - Солохаул - Волковка - Дагомыс
Вишневка - Шепси - Наджиго - Сочи - Адлер - Высокое - Красная Скала - Кепша - Красная Поляна - Эстосадок - турприют Пслух - пер. Аишха -
- Красная Поляна - Чвижепсе - Адлер - Веселое - Адлер - Хоста - Сочи - Головинка - Лазаревское - Вишневка - Адлер

Расстояние 842 км

[Фото]

[Карта]

[Трек .plt]

[Трек .kmz]

04.08.1999 - день 1 (москва, поезд)

километров: 7 км
время в пути:
общий пробег:
температура: +25
облачность: ясно

20:33. приехал специально пораньше на курский вокзал. от домодедовской до павелецкой ехал на метро (извините), далее своим ходом по садовому кольцу. думал, если не пустят в метро, то так доеду - это километров 25. рюкзак ничего себе - тяжелее чем на валдае - килограммов 25 (это без еды). хотел еще взять ракетку теннисную с мячами, но вовремя очнулся и оставил дома (хорошо бы смотрелся с ракеткой на фиште). также оставил вторую пару обуви и некоторые сверх-теплые вещи. из еды купили только пакеты супные, кофе, чай пакетный, соль, сахар, карамель. остально решили докупить в краснодаре (орехи, сухофрукты там дешевле).
...сижу жду. должны подъехать миша драмбян, сергей матиас, вова бондаренко и оксана. надо купить в вагон пива и еще чего-нибудь поесть типа колбасы, хлеба.
но уже жду всех...
...небольшая предистория. идея поехать на кавказ возникла у нас с мишей драмбяном в период похода на валдай 26.06-12.07.1999. желание еще подогревал будущий поход на памир. короче, очень хотелось в горы, надо было проверить себя. в июле пытался пристроиться к разным группам, но все они отказались от поездки по разным причинам или меня не устраивал маршрут. но вот на велозоне появилось сообщение alex100'а о поездке на кавказ. я сразу созвонился с ним, собиралось всего три человека. мы собрались, обсудили цели, сроки и маршрут, начали готовиться. идею перехода на байках через фишт подал антон крупеников.
известно, что это очень коварный маршрут, неизвестно проходили его на байках или нет (оказывается проходили, но информации никакой не нашли об этом). если мы его пройдем - это будет очень круто. у некоторых были сомнения, но у нас не было. н конце концов порешили идти неделю через плато лагонаки, вторая неделя - отдых на побережье и радиальные выезды (красная поляна, абхазия, если повезет, г. ахун, тиссо-самшитовая роща, гуамское ущелье, мамедова щель). За время подготовки (2 недели) собиралось поехать несколько человек, но все они отказались по разным причинам. яалко, что не смог поехать alex100 - организатор изначально этого похода. советовали - не изменить ли маршрут полегче. но нам вся эта затея почему-что нравилась. более того - хотелось быстрее выехать (у меня уже заканчивался отпуск - но потом оказалось, что вернулись только 27.08.1999). заранее купили 5 билетов (еле-еле - специально приезжали на байках ночью в кассы павелецкого вокзала) за 254 руб. плацкарт через украину (обратно не стали брать, о чем потом не раз пожалели - нам в кассах сказали, что все билеты за исключением одного вагона продаются из адлера и других мест на побережье и их полно). 5 билетов в трех купе у нас были - а пяти человек еще нет. еще раз пригласили всех знакомых. миша драмбян (с ним проехал уже несколько походов, понимаем друг друга без слов, едем колесо в колесо - на удивление надежный и безотказный человек, с ним куда-угодно) уже давно согласился и горел желанием поехать, сергей матиас (очень спокойный, душевный и хозяйственный - сразу ясно на кого возложили финансы и продукты) тоже с самого первого собрания готов был ехать на любые расстояния и высоты. зато у меня на работе (включая клубнику) есть еще байкер, который все время просился на малодневные маршруты со своей знакомой. когда он случайно услышал о г. фишт и лагонаках, то сомнений не было - с нами едут еще двое - вова бондаренко (спелеолог, специалист по горам (то что нам надо было, тем более что он там уже был, правда пешком) и оксана (симпатичная барышня, замечательный человек и к тому же профессиональный медик - что тоже кстати)...
...жду. настроение как ни странно жуткое, то ли спать хочется, то ли уезжать не хочется. есть небольшое волнение от задуманного (волнение сохранялось до
выезда на побережье - то чего не было при походах по равнине)...
да, буквально за день два до выезда поменяли цепи трое из нас. у меня вытянулась на 3 звена! миша поменял кассету, цепь, купил новые покрышки shwalbe. вова - цепь оксане (себе не успел - но у него цепь еще нормальная), хотел еще тормоза V-brake (тоже не успел). сергей - хотел поменять бонки на шестерне (не успел - там небольшой люфт). у меня перед поездкой обнаружилось, что полуслики немного протерлись в районе обода (после валдая при езде на не до конца накаченном колесе естественно с грузом). хорошо, что посмотрел, рисковать не стал - без раздумий поменял на старые добрые злые колеса (о чем потом не жалел - да и вообще дорога, если можно так назвать, в горах была конечно не для сликов). на велозоне нам перед отъездам пожелали удачи и дали напутствия антон крупеников, senechka, alex100, клубника, niki и другие безинтернетные байкеры. за что мы благодарны.
...приехал на вокзал миша родионов за фотопленками niki, которые были у меня. душевно простились.
появляется сергей. другие приехали с опозданием, хотя собирались раньше. провожает нас еще ира (знакомая вовы и оксаны), которая приедет позже на
побережье в вишневку - там мы встретимся. спешно покупаем продукты и ищем платформу и вагон. проводники как всегда недовольны, заставляют разбирать байки и паковать. мы спешим, т.к. времени мало. небольшая нервозность. но мы под шумок протаскиваем их в тамбур, а потом в купе и закладываем наверх, не обращая ни на кого внимания. три байка в одном купе, два - в другом, привязываем к жалюзям, закрываем мешками (точнее одним полиэтиленом). претанзий к нам больше нет -
платить за байки никогда не приходилось, хотя намеки есть всегда. настроение веселое - располагаемся, празднуем выезд. сергей собирает общую кассу, считает
кто сколько потратил на подготовку - все деньги у нас общие, что с нашей точки зрения правильно. оксана подготавливала аптечку, сергей - продукты, миша - газ и соя (о сое еще отдельный разговор ниже), вова - кое-что из горного снаряжения, алекс - продукты, хозяйственные вещи. сидим до 1.00, до тех пор, пока не
кончилось пиво. ночь...

05.08.1999 - день 2 (поезд)

километров:
время в пути:
общий пробег:
температура: +25
облачность: ясно

встали в 9.00. подъезжаем в белгород. поезд идет через украину. опасаемся, т.к. у некоторых нет российского вкладыша в паспорт. высадить не высадят, но
штраф заплатить придется (200-400 руб.), что не хочется, естественно. белье на ночь не брали, да его еще и не хватило на весь вагон. спали на спальниках. 10.00 - отъехали от белгорода. выпили кофе. харьков в 11.20. ждем таможню. те, у кого нет вкладыша, одеваются в рваное и старое, чтобы выглядеть победнее и при случае ничего не платить. (сколько ездил через украинскую границу всегда был свидетелем того, что украинские таможеники не прочь погреть руки на чем угодно - правда это было на машине, но можно договариваться - полный отстой). проводница пришла за пустыми бутылками, мы удивляемся зачем - оказывается, что за них
наш вагон обещают заправить водой! с таможней все нормально - когда увидели в загранпаспорте кучу виз и штампиков, они спешно пошли дальше. выпили пива -
обсуждаем внутреннюю политику и внешнюю (отношения между россией и Украиной). погода стоит не очень жаркая - ехать нормально. но там (на кавказе) +35 (перед отъездом смотрел по интернету в разных источниках) и недавно прошли дожди - надеемся, что все подсохнет. а жара не пугает. 16.30 - купили еще пива, выпили. легли отдохнуть. съели колбасу, пирожков купленных по 3 руб. вместо 4 руб. с картошкой, капустой и яйцом с луком. пьем еще пива - черниговское, студент. начинаем веселиться - пока вова спит пытаемся привязать его за ноги к полке - но поезд качнуло и все обломилось. народ в вагоне едет самый разный - но спокойный. едет видимо в села и деревни (извините). но вечером, когда мы весилимся и пьем шумно пиво даже замечания не делают чтобы мы не шумели - уважают, но мы особо и не наглеем. в вагоне много симпатичных барышень, но нас они не интересуют - т.к. без байков. сергей читает аиф, вова, оксана тоже читают, Миша спит (у него одного рублевое место в купе, у нас боковые). скоро вторая таможня. подсчитали финансы, скинулись пока по 200 руб. (всего, кстати, поездка обошлась 150-200$). к вечеру прохладно - нужно закрыть окно в соседнем купе (там маленький ребенок). трое мужиков старались-старались (и наш вова) - не справились. было предложение (после пива) заклеить окно скочем - не помогло. пришла проводница и одна закрыла его навсегда, оно даже перекосилось. одна барышня разлила нам пиво (наверно специально) прямо мне на... ноги. другая потеряла тапок на платформе в этой луже (наверно специально), точнее платформу.
стали (после пива) приклеивать ей платформу к тому что осталось от тапка... конечно же скочем - она была удовлетворена. составили список того, что надо
покупать а краснодаре. получилось еще кг 15 (ничего себе). Уже ночью неожиданно узнали, что в краснодар поезд приходит в 5.35 утра. начали в темпе собираться
в темноте, чтобы еще прилечь ненадолго. проводница обещала нас разбудить за 1 час до прихода поезда (мы ей поверили, хотя она была мало сказать подвипивши).
у нас в туалете на рамке окна была бирка с надписью ritchie, а в поезде на валдай была мыльница с жидким мылом с надписью merida.

06.08.1999 - день 3 (апшеронск)

километров: 103 км
время в пути: 5:50 ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно

в 5.35 высадились довольно оперативно (минуты за 1-2) - стоянка минуты 4-5 была. с утра уже жара. нашли кассу - сергей взял билет из сочи обратный сразу
стоимостью 260 руб. - мы не стали (и зря). от краснодара в сторону лагонак вначале идет равнина и дорога по прямой - поэтому все за то, чтобы небольшой участок проехать на электричке (к тому же, чтобы у нас был небольшой запас по времени в горах - может даже дневка для подъема на г. фишт или г. оштен или посещение каких-нибудь скальных пешер, которых там тьма). электрички ходят до горячего ключа, от него до туапсе. также ходят до армавира с пересадками, а потом до майкопа - но тогда пропускаем гуамское ущелье, которое хотим посетить, но с другой стороны ближе к лагонакам. принимаем решение ехать до саратовской (от
краснодара ~50 км) в сторону горячего ключа. электричка ходит 2 раза в день - благо с утра она отходит в 8.32. успеваем. берем билеты по 6.60 руб. (за багаж не берем). сразу едем на рынок (их два) - дорогу знает немного миша. кстати, он единственный из нас который знает лучше всего местные обычаи и названия.
(саратовская, имеретинская - эти назкания происходят от названия станиц). там покупаем по списку инжир, курагу, орехи, изюм, финики, сыр типа брынзы чечел
(очень вкусный - по наводке миши), рис и вместо хлеба настоящий армянский лаваш (он занимает мало места, вкусный и не сохнет - очень правильный выбор как
потом поняли). спешим обратно в на электричку, покупаем воду пить (сладкую и минералку). кстати, все время покупали по дороге, где было, сладкую воду и
минералку. грузимся в электричку в 8.00, народу немного, платформа низкая. кстати, высокие платформы только в москве (и в питере, естественно) и сочи.
занимаем два купе, привязываем велики - усаживаемся завтракать (уже пора), ведь ехать 1 час. выехали вовремя. пришли злые служители порядка - вы заплатили за проезд? - да - а за багаж? - нет. сзади идут контролеры - заплатите штраф, так что платите лучше нам за нарушение общественного порядка. мы не возражаем - торгуемся! и платим 25 руб. за байки. служители уходят довольные и желают нам счастливой дороги. чуть не проехали станцию - поезд уже стоит, мы только начинаем отстегивать и выкидывать велики, оксана стоит на стоп-кране. но все благополучно. мы на перроне без потерь. заправляемся водой из колонки (вода хорошая везде). кстати, водой заправлялись при каждом удобном случае, специально не везли лишнего, из любой горной реки можно пить, но избытка воды тоже нет. спрашиваем дорогу на первомайский и имеретинскую. пересекаем трассу краснодар-джубга (она очень напряженная). гаишники показавают тоже дорогу и здесь первый вопрос, показывая на фару - это антирадар? (этот вопрос после сколько стоит байк? самый популярный). в придорожных магазинчиках докупаем рис, макаронные изделия, шоколад, сгущенку и еще чего-то. поехали. настроение приподнятое - все рвутся вперед. сразу падаем в низину реки псекупс, длинный спуск, а впереди на горизонте в дымке что? горы! поселочки 2х-этажные, везде чисто и аккуратно, вдоль дорог пихты и еще разные деревья, асфальт отличный, разметка везде. вообще, на кавказе дороги супер - горы не в счет. места красивые. сразу узнается кавказ. начинаются подъемы-спуски, но пока это только холмики - 50-70-150 м - перепады высот. возле черноморской у вовы подспускает колесо - подкачиваем. но дальше оно спускает совсем (первый прокол через 10 км).
ночинаем менять камеру. оказывается, что камера у вовы старая - там 5 заплаток уже - а байк новый tracking fox (куплен в фирменном магазине tracking fox -
делайте выводы). но это не портит нам настроение при виде красоты, которая вокруг. катим легко и свободно. шутим и прикалываемся. спорим по-поводу
питеро-московских фраз - батон-булка хлеба, пышки-пончики, ларек-палатка. разрешает спор машина с надписью передвижной лоток! проехали 20 км. от
имеретинской до акредасова новый асфальт - дорога не соответствует карте. влево уходит дорога в военную часть - в тупик. где-то перекусываем по 2 финика. до
тверской ехать одно удовольствие - катимся с уровня 162 до 74 м. погода жаркая ~+35. пересекаем реки цеце и пшиш. 37 км. в тверской оксане приходит
замечательная идея (вот они барышни) купить арбуз. что и делаем - берем самый большой за 15 руб. с булочками, купленными в магазине устраиваем перекус в тени. рядом с нами сидят аксакалы лет под сто. все вокруг пялятся на наши байки. первый обмен мнениями - пройдем через горы или нет. после этой замечательной
остановки еще никто не знал, что в спереди будет первый злой подъем на 222 м и первый перевал. довольно крутой - некоторые даже слезали с байков. после него пот ручьем - как будто арбуза не ели даже. хорошая разминка. но зато после перевальчика скорость увеличилась - все почувствовали прилив сил, да и катимся немного вниз в низину реки пшеха (вдоль нее нам надо будет ехать км 40-50). в ерике поворот направо вдоль пшехи - не останавливаемся (ветер в спину). и еще 16 км проносимся мимо деревень вперед и калинин со скоростью 25-30 км/ч. здесь дорога равнинная и прямая - набора высоты нет. дорога очень красивая. слева река пшеха, чуть дальше идет гряда 400-500 м. вдоль дороги продают в большом количестве фрукты и овощи - баклажаны, помидоры, огурцы, арбузы и дыни. доехали до апшеронска - уже 82 км по счетчику. время 16:30. городишко не плохой. ищем место для того, чтобы поесть. нам порекомендовали ресторанчик - кстати неплохой. в новое строение нам разрешили вкатить даже байки, сказав что вы наши клиенты. мы немного уставшие и обгоревшие умываемся и заказывыаем по-полной программе (первое, второе, третье, салат, молочный коктейль, мороженое, кофе, воду и лемонад попить - так бы всегда). нас отводят в отдельное помещение (ведь приятно).
до этого на улице нам мужчина подробно объяснил как лучше добраться до лагонак, как проехать через гуамское ущелье и мезмай, где платить, а где нет. (оказался прав - мы ему благодарны). для откупа в бабук-ауле на выезде (точнее выходе) с лагонак вова везет с собой специально блок сигарет, а также у нас еще коньяк (правда мы его выпили по дороге на турприюте фишт, там же после восхождения выпили стратегический запас спирта - с разрешения оксаны). после еды хочется спать - решили заказать салат оливье, чтобы упасть лицом в него и заснуть. но надо двигаться, чтобы успеть докупить продуктов на вечер (овощей для овощного рагу), найти грамотную стоянку и становиться на ночлег. настроение сонное - ведь встали сегодня в 4.30 утра все-таки. выезжаем, спросив дорогу, из апшеронска снова вдоль пшехи. проезжаем цуревский - овощей нет. дорога монотонна - утомляет. уже просто ищем место какое-нибудь на реке - ничего подходящего. река мутная - после дождей. останавливаться никто не хочет, хотя проехали уже достаточно для первого дня. развилка на ширванской водокачке - дорога дальше идет и слева и с права от реки пшехи. это наверно самое спорное место нашего маршрута. большинство нам говорило (и потом позже тоже), что надо было пересечь пшеху и ехать по левому берегу - там дорога лучше и быстрее выезд на асфальтовую дорогу майкоп-лагонаки - а не ехать на черниговское. но мы хотели попасть в
гуамское ущелье, оттуда на мезмай, потом на лагонаки и поэтому поехали по правому берегу (настойчиво!). нам сказали, что проехать так можно, но будет трудно.
мы не знали, что дорожки, показанной на карте, от новых полян до гуамки нет - там тропа. вообще, с выбором дорог ошибались мало (может даже вообще не
ошибались), что даже странно. короче едем на черниговское (последний большой поселок), а это небольшой крюк. что делать. от ширванской едем по правому берегу (которого вообще уже не видно). начинается что-то невероятное - асфальт закончился навсегда, начались подъемы, причем довольно крутые. реки не видно - она в стороне (где набрать воды?). останавливаемся возде годовникова (это 2-3 дома) опешив. место для ночевки под вопросом. едим какие-то сливы и яблоки в заброшенных садах (яблок даже набираем с собой). миша идет в разведку в жилой дом с целью купить овошей (он молодец - проявил инициативу). какая то бабка продала нам помидоров, картошки, огурцы и даже сало за 50 руб. набираем воды во все, что есть (пластиковые 1.5 л бутылки). от этого села уходит влево на другой берег очень сильно заросшая узкоколейка (видно она уже давно не используется - поэтому мечты доехать на ней до отдаленного (самого близкого населенного пункта к лагонакам) через черниговское или до гуамки остаются мечтами). была мысль пойти по ней (хорошо что не пошли). едем дальше, точнее ползем вверх по сильно разбитой лесовозами и размытой водой дороге в поисках какого-нибудь ровного, не мрачного места для стоянки. подъемы очень крутые (до 300 м) и снова спуски и снова подъемы (перепады по 50-150 м). изгибы такие, что непонятно как там передвигаются лесовозы вообще. у миши начинает спускать заднее колесо (еще не хватало), он его постоянно подкачивает - менять будет на стоянке. едет почти на спущенном. кое-кто на поъемах даже идет пешком, что и правильно.  после горного луча (какие-то дачи там) находим место (сергей нашел) - полянка с кучей ежевики, лужей вместо озера (с головастиками), непролазным лесом из дуба и бука (из-за него не видно даже гор вокруг) и морем лягушек - даже скорее больших жаб. вечером и ночью они постоянно приближались и квакали - судя по громкости это были очень большие жабы. шутим по этому поводу. останавливаемся в 19.30, еще есть время до темноты. ставим палатки, разводим костер. миша меняет камеру.
варим овощное рагу без сои (миша специалист), чай с карамелью и печеньем пьем уже в темноте. к вечеру холодает, появляется роса. ночь ясная. звезды. темы
разговоров вечером - достоинства и недостатки разных моделей байков и merida'ы в частности. кстати, у нас 2 черных байка (raleigh и scott) и 3 желтых (trek, giant
и tracking fox).

07.08.1999 - день 4 (гуамское ущелье)

километров: 44 км
время в пути: 4:23 ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно

с утра проснулись в 8.30. долго разводили костер - очень сильная роса. наверно день будет "жаркий". уже с утра +20. готовим частично на газу. хотели выехать в 10.00, но выехали в 10.50. после вчерашнего все в форме - никто сильно не перетрудился. сразу доехали до новых полян (в переди по-прежнему приближаются горы). жарко. запрвляемся водой в доме и спрашиваем дорогу на нижегородскую и гуамку. нам ответили, что туда дороги нет - только тропа, которую еще надо найти. решаем не рисковать и едем в объезд до черниговского (небольшой крюк). от новых полян до черниговского отличный асфальт километров 8, но катим тяжело - наверно в горку. вдоль дороги и прямо на ней
стада коров, рядом с дорогой идет заросшая узкоколейка на отдаленный, видны горы 1100-1300 м. в черниговском последний на нашем пути до гор магазин - берем сладкой воды и минералку. хотели как всегда купить арбуз на рыночке, но они заканчились перед нами. наши байки окружили местные мальчишки, все расспрашивают - мы охотно отвечаем. народ смотрит на нас с удивлением, но и с уважением. все показывают направление нашего дальнейшего движения в одну сторону - налево, качают коловой - недоумевают как мы поедем. оксане добрые бабушки говорят - доченька зачем ты занимаешься этим? наконец решаемся на штурм первых серьезных высот ~800 м и трогаемся. впереди плохой разбитый грунт с камнями, пересекаем узкоколейку и реку пшеху по бетонному мосту. последние строения - и дорога резко упирается в небо (ничего себе!). снова кто-то идет, кто-то едет. но ехать пока не пыльно, т.к. до нас прошел дождик, местами даже сыро. до гуамки ~14 км вот такого. перепад высот ~500 м. главно не ошибиться с направлением, поскольку в разные стороны отходят дорожки - в том числе по ним отсюда можно попасть на лагонаки. через несколькр км армянский в стороне слева, после него река цица очень мутная после дождя и холодная. она знаменита тем, что течет прямо с плато лагонаки. думаем купаться или нет - не стали терять время - едем дальше, решили, что еще мало проехали. машин по дороге вообще нет, только гусяничные тягачи, котрые валят лес и столбы почему-то. от них вообще еще сложнее ехать. растет тут дуб и граб. проезжает микроавтобус toyota с полным приводом - спрашивают тоже дорогу на гуамку. удивляемся когда мимо нас проезжает vw passat номером 50rus (потом мы его видели еще раз на лагонаках на азишском перевале - там он просто стоял - люди видимо ушли в горы пешком). вообще, машин на кавказе московских (77rus, 50rus, 99rus) много и даже питерских достаточно (78rus, 47rus). много и из других областей россии - байков значительно меньше, если не сказать вообще нет (кроме сочи, где мы их насчитали штук 4-5, причем 2-3 явно были не местные). огибая гору 1158 м, въезжаем на перевал, ждем всех - небольшой перекус курагой,
орехами и инжиром (таким образом без обеда (только перекусы) мы ехали всю доргу, готовили горячее только утром и вечером). с перевала видна вершина г. матазык 1328 м. катим по гравийке скамнями вдоль хребта справа между гор в низину - предположительно к гуамке. уже
виден поселок. справа, куда должна уходить узкоколейка в ущелье, ничего не видно - сплошная стена, но ущелье все-таки там есть. оттуда также течет бурный курджипс - он уже намного чище. покупаем груш в домах 3 кг за 15 руб. в ларечке берем также мороженое - очень жарко. делаем небольшой отдых перед гуамским ущельем. несколько были удивлены, когда от каких-то пьяных подростков услышали - мы вас
вечером придем всех резать. но мороженым не поперхнулись, т.к. вечером мы должны быть далеко отсюда. в городке много приехавших машин и даже автобусов с экскурсиями в ущелье, которые едут по асфальту через нижегородскую по левому берегу реки пшехи (может тоже надо было так ехать, но кто знал). перед входом в ущелье стоянка - отдыхаем на ней в тени. в реке купаются - мы тоже хотим. в ~14 ч идем по узкоколейке к пропускному пункту в ущелье - его еще не видно и не понятно как туда вообще может идти ж/д дорога и течь оттуда река. нас не хотят пропускать, т.к. должен на встречу идти дизель-вагон экскурсионный - это задержка для нас на 0.5 - 1 ч. но платим все равно по ~10 руб. за человека. про дорогу, точнее тропу говорят, что она идет вдоль всего пути, то справа, то слева. решаем идти пешком по шпалам и тропе, а не ждать платформу, на которой могут довезти байки с рюкзаками. даже на спрашиваем сколько это стоит. под шумок мы удаляемся дальше и дальше (благо много народу), на сникто больше не останавливает. навстречу идут толпы, но естественно пешком. только мы такие. справа отвесная скала до неба, которого сместе с солнцем не видно. над головой нависают огромные балконы из камня, по стенам сочатся ручьи с кристально чистой водой. слева другой обрыв, но вниз к реке курджипс, за ней снова отвесная скала до неба. жутковато, но необычайно красиво. не пожалели, что заехали сюда. мы идем вдоль рельс то по шпалам, то по тропке над обрывом. иногда едем, но это очень опасно, т.к. можно зацепиться педалью за шпалы. те из нас, кто на контактах - едут не пристегнувшись. слева вдоль тянется хребет гуама (951-1210 м) - он еще будет долго, а его скала видна еще будет даже с лагонак с азишского перевала. ущелье тянется на ~8 км до мезмая. но едем (идем) очень медленно, если не сказать бесконечно. останавливаемся в 14.30 - купаемся в бурном курджипсе с ледяной водой (+10+13) по нудистки (как впрочем всегда - оксана не возражала). фотографируемся. сверху проходящие толпы смотрял на нас как на дураков. но нам хорошо. по дороге еще встречаются еле дышащие мостики, домики, речки и пещеры, в одну из которых мы даже хотели залезть - но она была завалена на входе. их там море. пропускаем паровозик. вагончик дизельный - внутри за закрытыми стеклами сидят люди. к нему можно подцепить вагон-платформу, от которой мы отказались. вообще, стараемся перемещаться только своими силами без чьей-либо помощи - считаем, что по
другому не спортивно. (позже, видели на красной поляне как везли группу байкеров с байками наверх на газ-66 когда мы с мишей поднялись на аишхский перевал 2401 м) за 2-3 км до мезмая ущелье заканчивается - скалы расходятся. но дорога по-прежнему идет вверх вдоль узкоколейки - по ней мы прыгаем с байками то направо, то налево. иногда едем прямо по шпалам - хорошая проверка для байка да еще с грузом. ломаем 2 багажника по одной стойке и оксаны и вовы. по ущелью встречаются пешие люди с рюкзаками - их приветствуем. Ближе к мезмаю стали попадаться домики. от него отходит много дорог в разные стороны. спрашиваем куда нам на асфальтовую дорогу майкоп-лагонаки. узкоколейка здесь делает кольцо, но по карте идет еще дальше (навряд ли) - до темнолесской, а далее ло лагонак до азишского перевала она обозначена как разобранная, там мы ее уже вообще не видели. от мезмая можно тоже взять курс прямо на лагонаки. но нам нужно на асфальт теперь через камышанов, а дорога туда идет прямо на гору с перевалом 1242 м. о, боже! в мезмае останавливаемся, отдыхаем, перекусываем в кафе. пробовали сбегать за вином на вечер, но его не оказкалось. две бабушки удивляются - одна говорит, что видела таких же красивых в форме года два назад, которые проходили через ущелье - а вторая, та что помоложе - что вообще не видела. в кафе орет музыка - просим сделать потише, там никого кроме нас. ждем по два салата овощных (огурцы-помидоры) стоимостью 1 руб. и пельмени, пьем чай и какие-то соки - все не дорго. фотографируемся со свиньями на улице. перед собой видим плохую гравийную дорогу, идущую почти под углом 30-40 градусов вверх. время уже 18 часов, но ехать еще надо. предполагаемый набор дальше ~1300 м до лагонак. на 12 км - 600 м и далее еще на 12 км - еще 700 м. решаемся под вечер на еще один подъем. после еды тяжело, но едем. дорога сильно разбита - ездят почти только джипы-нивы и мотоциклы-мопеды. из легковушек народ даже вылезает из машины иногда, чтобы она могла проехать. на поверхность дороги часто выходит просто скала - интересные места. на некоторых крутых участках дорога расходится - одна идет прямо, другая по серпантину. часто останавливаемся. стараемся не запутаться и не заблудиться под вечер. да и не очень хочется потом спускаться и снова подниматься. постепенно сравниваемся с хребтом гуама - до перевала чуть-чуть, но уже заметно все выдохлись. хотели
доехать до ключа на перевале на высоте 1242 м. но не рискуем - в 20.00 на высоте ~1200 м до темноты находим красивую поляну, недалеко ручей. устраиваемся на ночевку за деревьями от дороги. темнеет быстро. комаров и прочих слепней здесь никогда нет. к вечеру резко холодает после захода солнца - одеваем vaude. дрова горят плохо - наивно думаем, что от высоты. Едим опять в темноте с фанариками.
макароны (рожки) с соей, чай. это одна из лучших стоянок. пьем пол-бутылки на всех коньяка - считаем звезды и млечные пути, ищем созвездия, наблюдаем за падающими кометами и летящими спутниками. тема разговора конечно космос, астрономия. опять сильная роса - все мокрое. очкнь темно, т.к. нет луны - она перед затмением солнца в другом месте. в этот вечер открыли для себя, что среднестатистический байкер слышит ультразвук, т.к. вначале услышали, а потом уже увидели летучую мышь. проехали 44 км. чистое время в пути - 4:23. перепады высот ~1000 м.

08.08.1999 - день 5 (лагонаки)

километров: 35 км
время в пути: 4:52 ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно

с утра из-за сильной росы не разжечь костер - готовим на coleman'е супчик, чай. опять жарко. легко добираемся до перевала, но родника не видно. едем по плато - деревьев нет, одни кусты и луга. иногда попадаются люди, которые косят траву. одолеваем еще несколько подъемом и через 5-6 км выезжаем на долгожданный асфальт. довольны - ведь скорость увеличилась сразу до 10-13 км/ч (тоже в гору, хоть и меньшую) вместо 6-8 км/ч по грунту вверх. затем едем еще быстрее, хотя катим опять тяжело - постоянно вверх. вдоль дороги по карте родники, но ни одного не видим, а специально не ищем - не останавливаемся. темп все время у нас средний без перегрузок - всех вроде устраивает. кстати сказать, группа по стилю движения подобралась достаточно ровная. едем всегда все вместе. только иногда вначале пути придурялись и
соревновались между собой, но только вначале. по шоссе идет достаточно много машин на лагонаки (тем более что выходные) - даже неожиданно. впереди все ближе и ближе само плато лагонаки 2000-2300 м - до него наверно км 10 или меньше. на обочине продают мед
горных пчел, вокруг действительно пахнет им. налево уходит ответвление в какую-то пещеру ~ км 3-5 - мы приостановились, думаем заехать или нет - но едем дальше вниз, в громадную низину перед плато (ненужный нам сброс высоты). там мост через исток реки бзыхи, которая впадает в реку белую - это водораздел. налево от моста уходит дорога на хребет инженерный 1665 м и далее на гузерипль (так нам сказали).
справа должна быть разобранная узкоколейка, которой не видно. а вдалеке справа хребет гуама, от которого мы едем. красота. даже вниз к мосту катит плохо. да! впереди серьезный серпантин на азишский перевал, который мы видели перед спуском. дорога становится хуже, местами асфальта вообще нет. но едем. подъем длится 4 км до турбазы лаго-наки. набор высоты ~1600м. на турбазе набираем воды (стоит просто жара), покупаем арбуз и сок (1 л - 30 руб.) - это вовремя. на турбазе тусуется народ - не совсем понятно, чем они здесь занимаются - наверно просто дышат горным воздухом. здесь зимой горнолыжный курорт - видим несколько бугельных подъемников или то что от них осталось,
некоторые вроде в запущенном состоянии. удачного пути желаем нам местная амазонка лет 14-16, которая показала нам где набрать воды. пока мы набирали воду, она от нас - гарных хлопцев - не отходила, ходила вокруг, громко с кем-то разговаривала и кокетливо поправляла волосы. она выделялась из толпы. ей было скучно там. но байка она не имела... до азишского перевала совсем немного - уже видны вдоль дороги палатки и пикники с шашлыками. народу как ни странно полно - ведь сюда идет дорога. вдоль дороги нас подбадривают - осталось несколько сот метров. в переди скопление народа, но это не кпп, а просто отдыхающая компания с шашлыками. девушки, сидящие неподалеку, проедлагают услуги по проведению свободного времени, которого у нас нет. но вот перевал - открывается панорама на лагонаки - ради этой красоты стоило подняться сюда даже на байках. сердце замирает еще и оттого, когда фотографируемся с местной моделью-красивицей. неожиданно подъезжает ее... папа на автомобиле типа жигули. небольшие объяснения кавказцу, что мы только чуть-чуть - он не возражает и говорит, что с такими спортсменами можно - дочь не возражает. посередине плато внизу исток реки –ицы, которую мы уже проезжали, г. оштен и г. фишт еще не видно, зато справа хорошо видна г. абадзеш 2287 м, слева хребет каменное поле с г. нагай-кошки 2090 м. мы сами находимся всего на уровне ~2000 м. на перевале предоставляются услуги по фотографированию. проезжаем немного дальше по асфальту до его окончания 2-3 км - там кпп и шлагбаум. договариваемся заплатить за пребывание на плато лагонаки за каждого из рассчета 1 день (хотя понятно, что за 1 день можно только пролетель над ним) - получается 150 руб. за 5 человек по 30 руб., за байки ничего не берут. (платим, не смотря но то что у миши есть официальный листок с печатью о том, что мы представляем велоклуб пелетон). но можно находиться как правило дольше. нам выписывают даже квитанцию, которую надо отдать на другой стороне на выходе в бабук-ауле. и лучше заплатить здесь. тогда будет меньше проблем потом и, если встретятся егеря по пути (были случаи когда некоторых без квитанций забирали на вертолете, перевозили в адлер и там заводили даже судебные дела). короче платим без разговора за 1 день. к нам
нормальное отношение и уже весь маршрут до г. фишт подробно устно изложен - правда мы его потом забыли, т.к. слишком много ориентиров похожих по пути. но главное уже далее по горам нужно держаться по меткам красной и синей с белым краской, которые нанесены на камни, валуны или просто на деревья. также есть указатели из камней и каких-то шестов, овраги. можно ориентироваться по памятникам и курганам, которых здесь много. все это к тому, что дальше начинаются какие-то колеи в разные стороны и можно заблудиться. поэтому идем-едем и спрашиваем постоянно. но главное держимся наиболее наезженной колеи (по другому не назовешь), которая должна вести 5-6 км до развилки перед г. оштен, до инструкторского перевала. туда могут еще доехать джипы и грузовики полноприводные (один видели). за кпп стоят легковушки еще наверно 1 км - далее дорога не проезжая - только пешком или... на байках. вокруг интересный ландшафт - пастбища коней, пешеходные тропы как в парке и одновременно с лугами камни, каньоны и пещеры с многолетним снегом, какие-то колючки и мхи, везде краснозем. много пеших людей налегке и с рюкзаками (туристы и спелеологи) - все друг друга приветствуют. все загорелые или обгорелые. стоит жара. едем все мокрые. перекусываем орехами и финиками, двигаемся не спеша, боясь ошибиться. катит тяжело из-за примятой травы. локальные небольшие подъемы по плато даются с трудом. идет только почти только по азимуту. пеших туристов очень много из
краснодара в основном. все интересуются откуда мы. отвечаем. постоянно интересуемся как там дальше дорога до г. фишт в плане проходимость с байками - мнения разные, что нас несколько настораживает. говоря, что или не пройдем или пройдем, но никак не проедем. но мы морально уже готовы к этому еще с москвы - пройти пешком по лагонакам. после небольшого перевальчика катим вниз по дорожке, размытой текущими с гор ручьями - проедолеваем их не слезая с байков. добираемся до развилки. остановка. 15:23. проехали 28 км. в пути 3:05 ч. сюда заезжает зил-157, ну может еще немного дальше. он подкидывает группами с рюкзаками сюда и обратно. долго решаем куда идти.
одна тропа дальше идет слева г. оштен - она самая короткая на фишт, но сложная - 6-8 км пешком. другая - справа вокруг г. оштен - говорят лучше этой тропы, но длиннее в 1.5-2 раза. никак не можем решить - вова, миша и сергей идут в пешие разведки. мы остаемся - дует сильный, холодный ветер. мнения как идти разделились. большинством голосов решили идти по короткому пути. недолго перекусываем лаваш с салом и
воду с карамелью перед трудным испытанием. но все рвутся. дальше байки уже просто ведем рядом кое-где (точнее постоянно) перетаскивая через камни. никто еще знал, что так будет еще км 15. поскольку тропа узкая, то обдираем ноги об педали и калючки, которых здесь море. иногда переносим байки по-двое. но зато виды вокруг просто потрясающие. проходим инструкторский перевал (ворота) (~1700-1800 м) - он наверно второй по высоте на нашем пути. далее с него виден перевал гузерипль совсем рядом - но на самом деле до него км 4-5 по прямой и он выше. до него надо пересечь (спуститься и снова подняться) низину с тремя почти пересохшими горными озерками. спускаемся по краю
обрыва - идем медленно - тропа виляет серпантином. справа отвесные стены оштена, много оползней и ручьев. слева внизу истоки реки армянки, впадающий в реку белую. прошли 2 км (30 км). горное озеро. до него иногда можно было даже ехать, но всего немного. миша пьет из озера - проглатывает головастика. советуем ему запить его водой. еще через пару километров дотащились до перевала гузерипль (самый сложный после белореченского с нашей точки зрения). тяжело - все немного вымотались. отдыхаем - дует ветер. впереди виден армянский перевал 1868 м и армянский хребет, уходящий влево. до армянского перевала по прямой 2-3 км. и за ним уже виден фишт - просто скала, упирающаяся в небо. немного волнительно. фишт прямо перед нами, хотя до него еще км 6. по сравнения с ним другие вершины по 2000 м просто сопки. турприюта армянского внизу не видно. пройдено 33.5 км. от инструкторского до гузерипля 4 км. 18:43. 19:10 - решаемся на рывок до захода солнца. с перевала гузерипль очень крутой спуск - естественно идем пешком. но видно до армянского не дойдем - силы на
исходе. ищем место для ночевки - не так то просто найти ровную площадку и недалеко ручей. но нам везет. останавливаемся в самом красивом месте - прямо перед нами г. фишт 2867 м, справа - г. оштен 2804 м, слева - армянский хребет 1974 м, в далеке высоты под 3000 м, сзади - перевал гузерипль 1868 м. вот забрались! до нас тут уже стояли - даже угли еще теплые. располагаемся. готовим на костре рис и сою. всего проехали 35 км. время чмстое - 4:52 ч. вечером снова холодно, но терпимо. мы одни среди гор. небо чистое, звездное и снова без луны. на вершинах гор облака - обезьяны. на середине фишта ночью виден костер спелеологов. самая красивая стояка.

09.08.1999 - день 6 (лагонаки - фишт, полудневка)

километров: 4 км
время в пути: 0:47 ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно

с утра снова роса и жарко. традиционный суп и чай. такая красота вокруг - делаю еще фотографии с утренним солнцем. выезжаем не так рано - в 10:30. до армянского перевала совсем немного - штурмуем его на одном дыхании до 11:00 - он не самый сложный на нашем пути (если идти с севера на юг - это оптимальный маршрут, тем более с байками), а может мы еще свеженькие. вид на г. фишт отсюда еще круче. на армянском перевале немного задерживаемся - залезаем на близлежащие холмы - оттуда виды классные. вова с оксаной на возвышении пытаются поговорить с человеком, который просто так сидел с утра на траве перед фиштом без ничего. у них ничего не получилось - он оказался англичаниным. внизу у подножия фишта плоская равнинка-площадка - там находится турприют фишт, состоящий из двух домов и пару хозяйственных построек. рядом лежат огромные валуны - выше домов в несколько раз. через поляну протекает быстрая река, которая течет неизвестно куда - вода здесь самая холодная +5. сверху нам слышны звуки бензопилы - идет заготовка дров, а на конях их оттаскивают до
домиков. на лошадях здесь не катают - они рабочие (да у нас и свои есть!). спускаемся вниз. вначале очень круто - идем пешком, затем более полого - иногда едем. встречаем еще одного англоязычного навстречу. приветствуем его. спуск на поляну к подножию фишта длится 1.8 км по серпантину. после преодоления нескольких ручьев и леса мы внизу - от ночевки прошли 3.7 км. узнаем выход с поляны на белореченский
перевал, куда нам надо будет идти (как потом выяснилось - он оказался самый сложный). нам говорят, что через него тем более пройдете, а потом все вниз и вниз - короче ничего особенного. видим справа перевал между г. фишт и г. оштен, откуда мы пришли бы, если бы пошли по длинному пути вокруг оштена (тоже ничего себе!). у нас получается дневка (не полная), которая была запланирована. здесь внизу между горами какой-то свой микроклимат. все располагает к отдыху. народу достаточно много и детей-школьников тоже. большиство из краснодара (наверно самые лучшие из лучших). рядом волейбольная площадка, но на ней никто не играл за все время нашего пребывания. далее открытая столовая. в общем горный курорт. многие интересуются, с широко открытыми глазами, нашими байками и откуда мы. некоторые не верят, что мы из москвы и питера. спрашиваем у главного дедушки как и где можно подняться на фишт, а также разрешение оставить здесь до вечера свои байки и велорюзаками. он нам все рассказывает и показывает и без проблем разрешает. спрашивает у нас алкоголя, но мы допили остатки коньяка вчера вечером. собираемся идти на г. фишт с минимум вешей и еды. здесь пригодились маленькие рюкзачки, которые мы предусмотрительно взяли с собой пред выездом из москвы (они нам еще и потом понадобились, но уще на побережье черного моря). из
вещей берем только ветровки vaude, фонарики (если задержимся до темна) и фотоаппараты. из еды - остаки сухофруктов. в 12:30 выходим с турприюта по тропе вдоль речки к перевалу между г. фишт и г. оштен, затем левее через оползни к скалам. вышли бодрым шагом в обычной обуви (крассовках - ботинок у нас не было). подъем на фишт хоть и крутой, но даже не категорийный (туда забираются даже школьники). по мере того как лезем все выше и выше постепенно сбавляем темп движения - печет солнце. на первом отвесном склоне, который нужно преодолеть, мне вова и миша подсказывают ка нужно правильно ползти и помогают мне на него забраться (боюсь высоты). далее ситуация
повторяется, но все равно лезем все вверх. для меня дорога не из легких, но впечатления увиденного пересиливают страх и заставляют двигаться. (надо сказать, что постепенно боязнь проходит - а спускался вниз вообще без чьей-либо помощи, правда под присмотром). преодолеваем несколько таких отвесных участков - постепенно растительности становится меньше - в основном мхи и цветы, которые растут между камней (карстов). в 14:44 - мы на половине фишта. здесь ложбина. видим несколько палаток спелеологов, о которых говорили нам внизу. вокруг одна карстовая порода. везде каньоны с многолетним снегом и пещеры (вот почему здесь так много спелеологов), уже попадаются леднички. по высоте мы уже выше армянского хребта (1974 м) и чуть ниже г. оштен. пьем прямо с камней из ручьев с ледников. набираем воды. встречается народ. спрашивают кто мы - отвечаем, что байкеры. есть кто просто поднимается с турприюта налегке в качестве прогулки, есть кто лезет с тяжелыми рюкзаками на стоянку. (на вопрос - можно ли залезть с байком на фишт (не на вершину) - можно дать ответ - можно или целиком сразу или сняв колеса по частям). за спиной г. оштен во всей красе, на которую тоже хотели подняться, но из-за недостатка времени не стали горячиться, так как надо было к определенному дню на побережье черного моря. смотрим на часы, видно не успеем выше подняться до вершины, т.к. в случае задержки спуск по склам в темноте - это убийство. спускаться начинать надо часов в 17-18 (занимает 1.5-2 ч). подъем и прогулки вверху уже заняли 2.5-3 ч. но еще немного есть время - лезем дальше, там более полого даже. рискуем опоздать, но хочется увидеть вершину фишта вблизи и сравняться с г. оштен 2804 м. катаемся на ледниках по дороге. фотографируемся. некоторые расщелины приходится обходить стороной, через некоторые перепрыгиваем. двигаемся постоянно вверх по расставленым указателям из камней, по которым легко ориентироваться и которые далеко видно. много оползней и камней. но подошва кроссовок на них не скользит - они даже шершавые. можно только представить, если бы был дождь. на некоторых встречаются отпечатки доисторических растений и раковин - это на горе-то! вниз, на турприют, смотреть страшно. склон становится круче. вокруг сплошные камни, которые с крохотом скатываются сниз. ландшафт как после ядерного взрыва. забираемся еще на одну ступень перед вершиной в 15:45. встречаем еще двоих. но нам выше без кошек уже не подняться - там начинается ледник. это самая высокая точка, куда мы забрались - высота 2300-2500 (может и выше). вова с оксаной пошли немного дальше искать своих друзей, которые предположительно должны быть здесь. м ы остаемся втроем. перед нами фишт, под его вершиной громадный ледник наверно метров 500. стоим почти вровень с оштеном. мы счастливы, что наконец забрались сюда. внизу ледника начинается исток речки. огромная масса льда тает, но не успеет растаить до следуюшей зимы. (кстати, зимой тоже можно передвигаться по плато лагонаки на лыжах туристических с кантом по вешкам и указателям). пока ждем двоих успеваем замерзнуть - сильный холодный ветер хоть и солнце. одеваем припасенные vaude. фотографируемся. время идет. дождавшись всех в 16:45 начинаем спускаться. спуск занял всего-то 2 часа. навстречу идут несколько групп - они уже знают что мы байкеры - обмениваемся фразами. внизу купаемся в ледяной воде в речке и спешим к приюту. байки на месте в целостности и сохранности (было бы странно, если бы кто-то утащил 5 сцепленных байков с велорюкзаками через перевал, хотя позже был один прецедент, но об этом позже). за ночевку на территории турприюта с нас хотят взять по 20 руб. за палатку, но мы становимся на другом берегу речки, где свободная территория и место очень симпатичное. располагаемся. днем летают иногда вертолеты и кукурузники - или экскурсии или спасатели (ведь здесь - на логонаках много мемориальных досок погибших). фишт покорен (не до конца). на турприюте много симпатичных girls, но впечатления усиливать не хочется. чувствуется усталость в ногах и ступнях - но мышцы другие, чем при езде на байке. также немного обгорели на солнце, ободрали кое-где руки-ноги и несколько подразбили обувь. хоть и устали, но настроение дальше некуда. ведь поднялись же. выпиваем (с разрешения оксаны) стратегический запас спирта. на растопку костра находим щепки в полиэтиленовом мешке, но все равно идем за дровами. вечер очень классный, хоть и холодный. ветра нет - костер постоянно раздуваем. звезды, небо чистое, тишина. (интересные заметки: у нас 4 банданы на 5 человек, у 3х человек vaude). легли в 22:25. самая крутая стоянка.

10.08.1999 - день 7 (лагонаки)

километров: 20.52 км
время в пути: 4:01 ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно (под конец дня - маленький дождик)

т.к. легли рано, то проснулись в 7:45. вообще, мы в основном жили по солнечным часам и особо себя не ограничивали в чем-то, хоть и старались. небо снова чистое и уже жарко (один из самых жарких дней). с утра сильная роса. палатки и прочее выставляем на солнце, чтобы немного просушить. оотовим суп с соей, чай. в 9:00
пролетел самолет типа кукурузник. искупались снова в ледяной воде - кайф! после вчерашнего подъема болят ноги, а впереди самый сложный перевал
белореченский. но настрой бодрый. вова и оксана немного раньше выходят со стоянки по указанной нам тропе к перевалу. миша снова подкачивает колесо, меняет камеру, но колесо опять спускает. начинаем разбортовывать и заклеивать ее втроем, чтобы побыстрее было. в итоге выходим со стоянки в 11:00. в самое пекло. далее что-то! целых 3.68 км даются с трудом. ползем вверх, кое-где перетаскиваем байки вдвоем. мешают и колючки и заросли вокруг. слева крутой обрыв. по высоте сравниваемся с крмянским хребтом. справа скалы фишта. идем медленно, именно идем, а не едем. слева палатки - машут нам руками - приветствуют. до перевала чуть-чуть. 12:45. обрыв в стороне - начинаются маленькие лужайки. на валунах мемориальные доски. 13:10 - вот он белореченский перевал - самое сложное кажется пройдено. 4.43 км. отдыхаем, небольшой перекус. на всех перевалах стоят метеорологические приборы, которые регистрируют и меряют осадки.
слева на высоте хижина пастухов и коровы. развариваем с 2мя пешими, которые что-то собирают. они в горных ботинках и со снаряжением. один ходит сюда
постоянно уже пару десятков лет - он нам рассказывает про ситуацию в абхазии, что туда приглашают, пускают через границу, но в горах обстановка напряженная -
это оказалось правдой (об этом немного позже). мы еще думаем - ехать туда или нет. на перевале начерчена карта местных троп на деревяшке. на ней находим
перевал черкесский и веселый спуск, куда нам надо двигаться. высота перевала 1776 м. после белореческого перевала действительно стало полегче. кое-где даже
едем. торопимся, т.к. сгущаются тучи - наверно к дождю. к на веселом спуске впереди - это смерть. в 14:32 подходим к низинке, где пасутся белые коровы. здесь
можно набрать воды. пройдено 6.69 км. навстречу нам к фишту идут несколько групп туристов. сам фишт обходим вокруг стороной - впереди уже черкесский
перевал 1832 м. к 15:13 ч прошли 7.86 км. на черкесском перевале есть уже селение из нескольких домов - почти прямо под фиштом. отсюда на лошадях жители
ездят за продуктами вниз к бабук-кулу. проезжаем мемориальные доски погибшим воинам. в 16:00 ч спускаемся вниз - 9.69 км. догога, т.е. тропа становится еще шире, но все равно местами слезаем с байков. пошел дождь - это совсем не кстати. приходится ехать очень осторожно - камни скользкие, корни от деревьев тоже и
все это вдоль обрыва слева - часто тормозим. на указателе читаем - до бабук-кула - 10-12 км. Хочется всем доехать до него до наступления темноты. дождь иногда то очень сильный идет, то прекращается. тормоза уже держим постоянно. 10 км едем очень долго. впереди виднеется море - но это мираж, т.к. не понятно где
горизонт. небольшая равнинка с огромным валуном. от него начинается веселый спуск - сколько он длится не знаем. Это уклон почти под углом 45 градусов,
проходящий между девевьями, корнями и размытый водой. ооворят, что если идет дождь, то спуск практически невозможен (с байками наверно тем более). нам везет - дождя нет. почти все время идем - точнее бежим вниз. пальцы рук уже вообще не разгибаются от постоянного держания на тормозе (пару часов). ехать почти не возможно - т.к. легко можно перелететь через руль. в общем весело. начинаем понимать, почему на лагонаки и на г. фишт надо идти с севера на юг, а не наоборот (тем более с байками). с юга веселый спуск было бы одолеть весьма сложно, а может даже невозможно (несколько км и несколько часов постоянного толкания байка с грузом вверх, если даже просто сложно стоять). к 18:54 кое-как добираемся (все время скатаваемся вниз) до еще одного указателя - на озеро и гору Хуко 6 км и на черкесский перевал 8 км. пройдено 17.85 км. здесь разговариваем с группой, которая тоже спускается. (потом видели их еще несколько раз - и на побережье черного моря в дагомысе, куда они подъехали на автобусе). отсюда уже идет колея автомобильная и уклон не такой крутой - бабук-кул должен быть скоро-скоро. У всех болят кисти рук. видны несколько домов - думаем, что это кпп и на скорости проскакиваем. но это только само селение бабук-кул. впереди еще турприют бабук-кул, которого пока не видно - до него еще 1.5 км. вокруг высокий лес. темнеет. до турприюта не доехать, т.к. перед нами еще не кстати бурная река шахе с сильным течением, через которую как нам сказали размыло мост. по карте брод - его надо искать. находим пешеходный подвесной мостик вызывающий подозрения в надежности. в 19:34 ч решаем не торопиться с переправой через шахе и после недолгой разведки останавливаемся рядом с мостиком на ночевку - благо здесь есть прекрасное место для стояки. быстро ставим палатки и разводим костер, купаемся в холодной реке - она оказывается не такой глубокой, поэтому завтра можно будет перейти вброд. проехализа сегодня 20.52 км, время в пути - 4:01 ч. варим рис с соей, добавляем туда сухие супы. стоянка классная - уже не так холодно - сидим до поздна. когда легли проехали местные на лошадях - посветили фонариками в нашу сторону, увидели байки, но уехали. с вечера пришла к нам большая белая голодная собака, похожая на дога. мы ее кормим - она сторожит нас всю ночь. с утра она даже выла, когда мы переправились через реку. лагонаки пройдены! впереди осталось только доехать до побережья. легли в 22:55.

11.08.1999 - день 8 (лагонаки-дагомыс)

километров: 54.2 км
времЯ в пути: 3:50 ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: Ясно

встали в 8:23. росы нет, как в горах. ночью не холодно. мы где-то стоим уже на уровне 350 м. правда впереди еще несколько перевалов под 700-800 м. утро сухое,
солнечное и уже снова жарко. едим все тот же суп. настроение хорошее, хоть и болят ноги, а еще больше пальцы рук. после завтрака переправляемся через шахе
кто по мостику (сняв с байков велорюкзаки) кто вброд. это заняло не так много времени, как мы думали вчера. в 11:00 переправились. воет на прощание пес на другом берегу. до дагомыса вдоль шахе 52 км - надо проехать их за сегодня. проехали турприют бубук-аул, состоящий из пары домов. сюда уже ездят газ-69, уазы и зилы полноприводные. спускаемся вниз по плохой дороге вдоль реки - справа иногды обрывы, серпантины, встречаются промоины из-за ручьев, постоянно
камни. справа уже отвесные скалы (прямо второе гуамское ущелье), по которым стекает вода - иногда даже очень сыро. через 8.79 км в 12:30 доехали до границы заповедника. здесь кпп. отсюда можно доехать вниз до побережья на газ-69 за 400 руб. (за всех), что нам сразу и предложили. мы, конечно, отказались - но
туристы охотно едут по 8-10 человек с рюкзаками. у нас спросили откуда мы идем и квитанцию об оплате (с азишского перевала) - мы показаваем. спрашивают -
можно забрать квитанцию себе - мы охотно отдаем - больше проблем не возникает вообще (видно эти квитанции используются по нескольку раз). больше ничего платим. нас пропускают. шедшая группа, которую мы обогнали - платит по полной программе. у оксаны ломается окончательно багажник - ее вещи перекладываем между собой. багажник выкидываем. народу поднимается и спускается еще больше - прямо как в парке. 14 км - поселоек бзыч, 16 км - переправа вброд через реку бзыч, которая впадает в шахе. далее несколько дорог (в горы, вдоль шахе) - главное не ошибиться. доехали до бзогу - ищем большой ключ (разводной) покрутить люфт на рулевой колонке trek’а. ключа не находим. закручиваем как можем пальцами. проехали 21 км - солохаул - большое селение. на серпантине чуть не сталкиваемся с мотоциклом навстречу - надо поосторожнее и по свой полосе. опять спрашиваем дорогу, т.к. от реки пшехи надо уходить в сторону на асфальт. стоит просто жара. уже местами попадаются куски старого бетона. это радует. но не радует то, что цепи просто скрипят без смазки. 22 км - наконец-то
долгожданный классный асфальт! и первый указатель - 0 км. половину пути до побережья проехали. но впереди еще перевал 825 м - называется "ноль". останавливаемся - смазываем цепи. еще видна справа в низине река шахе, а мы уже забираемся в гору на перевал (какой же он по счету?). красота. а ведь сегодня еще солнечное затмение. 26 км - солохаульский. мы на перевале. пот градом. первое придорожное кафе - но что-то не дешево. умываемся и покупаем 2 черносмородиновых сока - вдруг заметно темнеет. вот оно - затмение. через какой-то пластик наблюдаем как луна закрывает нижнюю часть солнца. фантастика! до дагомыса 25 км. скатываемся с скоростью, от которой уже отвыкли. в переди еще один перевал - с него видно вдалеке черное море. на перевале один до отвала ежевику, которой здесь очень много. далее гоним вниз по серпантину еще быстрее - поселки все больше и больше (3 рота, волковка) - машины все чаще и чаще. вдоль дорог валяются видимо выброшенные за ненадобностью... лифчики. впереди цивилизация. еще проездаем какие-то источники, в которых народ за плату купается. в 16:53 въезжаем в дагомыс. пересекаем трассу новороссийск-туапсе-сочи-адлер (по ней мы еще поедем потом) и после распросов быстро находим железнодорожную станцию дагомыс. проехали 51.60 км. в 17:15 ч выехали на набережную. берем билеты в сторону туапсе до спутника за 6 руб. с человека, за байки не берем. покумаем сразу большие арбуз и дыню. электричка идет в 18:55, но мы садимся даже в более раннюю - на 17:50. беседуем с людьми, с которыми спускались с фишта. народу на станции много садилось, а в вагоне еще больше. залезали в 2 соседние двери по 2-3 байка с низкой платформы. если что, можно пользоваться стоп-краном, да и поезд не тронется пока все не сядут. едим в тамбуре по паре мороженого. в вагонах жарко и душно. проезжаем курорты - везде люди купаются до поздна и ночью. первые неприятные взгляды и обращения к нам со стороны каких-то местных парней. (на станции дагомыс нам тоже пытались объяснить, что каску с головы, когда стоишь на месте и не едешь, нужно снимать (соответсвенно велоформу, памперсы, контакты и пр.)). но нам все вравно сейчас - мы отдыхаем и наслаждаемся первыми мгновениями после того, что свершилось. никто настроения нам уже не сможет испортить. прошел контролер, который даже не спросил про велики - хотя они мешали и перегородили почти весь тамбур. на море 1-2 бала, много вдоль побережья палаток - целые палаточные городки на машинах и так просто. высадились на станции спутник в 19:00 ч и сразу купаться в соленую воду - вода +25. съели арбуз и дыню. разместились палаточном городке уже в темноте в 21:00 ч. вечером встретили иру, которая провожала нас в москве. она приехала отдельно, но тоже с байком. поздно вечером была большая, шумная пьянка. пиво. вино. ночью купались. дегли спать на пенки под открытим небом, но на утро был дождь. всего проехали 54.2 км. время - 3:50 ч. 8242 км - на scott'е.

12.08.1999 - день 9 (спутник)

километров:  км
время в пути:  ч
общий пробег:
температура: +30
облачность: ясно (с утра дождь и пасмурно)

...далее подробного описания этого дня нет. отдых на побережье черного моря: купание, загорание, занятие спортом (волейбол, теннис), поедание овощей и фруктов. вечером - посещение местных кафе, ресторанчиков, дискотек до утра. с утра под дождем едим и пьем пиво. постепенно проясняется.

13.08.1999 - день 10 (спутник)

километров:  км
время в пути:  ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно
 

...далее подробного описания этого дня нет.
отдых на побережье черного моря: купание, загорание, занятие спортом (волейбол, теннис), поедание овощей и
фруктов. вечером - посещение местных кафе, ресторанчиков, дискотек до утра.

14.08.1999 - день 11 (спутник - сочи)

километров:  км
время в пути:  ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно

...далее подробного описания этого дня нет.
отдых на побережье черного моря: купание, загорание, занятие спортом (волейбол, теннис), поедание овощей и
фруктов. вечером - посещение местных кафе, ресторанчиков, дискотек до утра. едем в сочи на электричке, но поздно. там катаемся по набережной, сидим в кафе в ривьере. пьем пиво с бастурмой. в дендрарии не полезли на канатную дорогу с байками. едим арбуз. на последней электричке возвращаемся - в вагоне пьем вино.

15.08.1999 - день 12 (спутник - туапсе - день рождения миши)

километров:  км
время в пути:  ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно

...далее подробного описания этого дня нет.
отдых на побережье черного моря: купание, загорание, занятие спортом (волейбол, теннис), поедание овощей и
фруктов. вечером - посещение местных кафе, ресторанчиков, дискотек до утра. с утра вова, ира, оксана уезжают в лазаревское. мы втроем едем на электричке в туапсе за продуктами и мясом к деню рождения миши. там погуляли. вечером мощно отмечаем.

16.08.1999 - день 13 (спутник)

километров:  км
время в пути:  ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно

...далее подробного описания этого дня нет.
отдых на побережье черного моря: купание, загорание, занятие спортом (волейбол, теннис), поедание овощей и
фруктов. вечером - посещение местных кафе, ресторанчиков, дискотек до утра. отъезжает сергей. накатываем по 15 - 30 км на байке. едем в шепси за билетами - но их нет.

17.08.1999 - день 14 (спутник)

километров:  км
время в пути:  ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно

...далее подробного описания этого дня нет.
отдых на побережье черного моря: купание, загорание, занятие спортом (волейбол, теннис), поедание овощей и
фруктов. вечером - посещение местных кафе, ресторанчиков, дискотек до утра. едем снова в шепси - покупаем билеты только на 26.08. когда загорал видел дельфинов штук 20 - 30 - красивое зрелище. вечером красивые закаты все дни. луна после затмения уже больше половины.

18.08.1999 - день 15 (спутник - адлер)

километров: 17.8 км
время в пути:  ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: ясно

...далее подробного описания этого дня нет.
отдых на побережье черного моря: купание, загорание, занятие спортом (волейбол, теннис), поедание овощей и
фруктов. вечером - посещение местных кафе, ресторанчиков, дискотек до утра. под вечер на последней электричке мы с мишей выезжаем в адлер. приехали в 22:00 ч. ищем место ночевки. выезжаем из города. покупаем пиво на вечер пикур, сибирскую корону и ставриду. накатываем 17.8 км. ложимся поздно в палатке на берегу в устье мзымты.

19.08.1999 - день 16 (адлер - краснаЯ полЯна)

километров:  км
времЯ в пути:  ч
общий пробег:
температура: +35
облачность: Ясно

с утра нас разбудил человек в 8:30 ч. он кричал и пыталсЯ заглЯнуть даже к нам в палатку. оказалось, что искал какую-то наташу. это был местный и похоже не в себе. спрашиваем - где потерЯл ее, отвечает, что она может быть уже где угодно - в перми или ростове. вежливо посылаем его и говорим - под камнЯми смотрел, друг? какого же было наше удивление, когда мы увидели, что он пошел и начал переворачивать по плЯжу все камни подрЯд... дааа. собираемсЯ и выезжаем в 9:30. по дороге еще раз заезжаем на вокзал на предмет поменЯть билеты на по-раньше, в ответ - билетов нет и не будет. больше с билетами не заморачиваемсЯ. легко находим правильную дорогу на красную полЯну - вначале до аэропорта адлера по два рЯда, затем по одному в каждом направлении. асфальт отличный с правильными разметками. через 2-3 км аэропорт. это какое-то непонЯтное сооружение - то ли недостроеное, то ли заброшенное. стоит жара. съедаем на завтрак большой арбуз на двоих за 15 руб. на остановке около аэропорта. наблюдаем за взлетами и посадками самолетов. дальше едем вдоль долины реки мзымты еще пока по прЯмой - без набора высоты - только мелкие холмы. по мере удалениЯ от адлера поселки все меньше и меньше. и дорога уже идет постепенно вверх, но пока еще ехать можно достаточно быстро. справа остаетсЯ рыбосовхоз по выращиванию адлерской форели. далее, после проезда первого туннелЯ - начинают попадатьсЯ водники. здесь сплавлЯютсЯ очень много народа - даже начинающие. километров 10 едем по относительно ровному участку. но вот первый серьезный затяжной подъем до казачьего брода. т.к. жара - с нас в прямом смысле течет - руки иногда даже соскакивают с рогов. на перевальчике у галицино отдыхаем - пьем воду. дальше движение для автобусов большого размера запрещено, а также транспорта с прицепами, т.к. дорога становится очень узкой и сильно петляет. отсюда двигаются только легковушки, грузовички и микроавтобусы. сразу проезжаем еще один туннель (всего мы насчитали их 5 или 6). дорога усиленно реставрируется и делается на некоторых самых опасных участках заново внизу по берегу реки мзымты, точнее берег тоже делается. строительство государственного значения - много техники, да еще какой. на некоторых участках она будет спрямляться - прямо на скалах полукругом отмечены будующие туннели. все это потому, что дорога старая - очень опасная, местами осыпается песок и камень со скал. едем по ущельям - внизу где-то мзымта, сверху нависают скалы - прямо второе гуамское ущелье. красота. наконец, проезжаем самое красивое место. здесь даже умудряются останавливаться автомобили. туннель естественный вырубленный в скале - внутри тоннеля икона. проехали половину. но еще надо осилить ~25 км, причем постоянного подъема. проехали кепшу и реку кепшу. поровнее. в чважепсе и рядом с рекой чважепсе отдыхаем - купаться не стали. в 1 км влево находятся минеральные источники, но туда решили не ехать в целях экономии времени - на обратном пути заедем. далее дорога опять становится крутой. 2 раза останавливаемся - ехать тяжело. форму порастеряли немного, да и велорюкзаки все-таки тянут. с какого момента дорога становится настолько узкой, что разъехаться двум автомобилям можно только, если сильно сбросить скорость. видны 2 хребта по бокам. справа - хребет аибга с вершиной каменный столб 2509 м. слева - г. ачишхе 2391 м. едем по ущелью. сильно утомил уже подъем. но тут миша замечает впереди ... байкеров, которые едет тоже на подъем. у нас откудато берутся последние силы и мы с ходу нагоняем их. приветствуем и тут миша, к всеобщему удивлению, узнает среди них своих знакомых. останавливаемся. проехали около 40 км. беседуем. они из москвы и едут от туапсе уже 2 недели, едет не спеша. их четверо. едем вместе до красной поляны еще км 8-10. в красной поляне заезжаем в аптеку, чего-то перекусываем и ищем место для купания в мзымте. искупались с таким кайфом, что потом выпили еще пиво сибирскую корону, купленное на вечер. мы ехели на красную поляну, не зная где тут чего. наши друзья предлагают доехать до минеральных источников, которые в 6 км от шлагбаума и подъемника, а потом найти место для ночевки и заночевать. вариант сразу был принят. перед тем как доехать заехали еще в самой красной поляне не рыночек. купили овощей для вечернего овощного рагу и выпили очень вкусного холодного натурального йогурта по двойной порции. едем еще 6 км по ровному участку от красной поляны до подъемника. проехали эсто-садок. слева-справа, сзади, а спереди особенно высокие горы (мы еще только мечтали забраться туда ... на подъемнике). находимся на высоте 735 м (у одного из нащих попутчиков специальные часы - высоты, которую они показывают очень похожи). весело подъехали к подъемнику часов около 17:00. здесь рыночек, много кафе, ресторанчиков (очень дорого), также есть домики типа гостиниц. здесь зимой горнолыжный курорт - везде нас прикалывают таблички - прокат лыж. за шлагбаумом начинается заповедник. въезд туда платный и как ни странно все туда едут. что же там? на рыночке пробуем вино молодое, но не покупаем из=за того что дорого. также дорогой (как нам показалось) подъемник  - 125 руб. к тому же после 17:00 ч он поднимает на 2 ступени, а не на три, но за 80 руб. т.к. у нас на двоих с мишей осталось мало русских денег, то на подъемник не идем. правда туда пускают даже с байками, которые наверно нужно держать руками. (интересно - как надо держать байк с тяжелым велорюкзаком). короче, все вместе рещаем доехать до минеральных источников еще 6 км, заплатив, поторговавшись, вместо 20 по 10 руб. за человека с байком. вшестером едем по плохой грунтовке вдоль все той же мзымты. она хдесь очень бурная. дорога очень напоминает дорогу около бабук-аула на спуске с лагонак. навстречу нам попадается много народу - все отдыхают здесь - горный курорт. катаются на лошадях. преодолели несколько неглубоких речек с ходу не слезая с байка. проехали небольшой санаторий из палаток в горах. даехали до источников. их там сразу три штуки в одном месте, но все они разные. от сердца, глаз и общего назначения. напились. больше всего всем понравился вкус воды из источника для глаз. самый минеральный и еще немного как бы газированный. народ тут набирает воду машинами, естественно которые могут сюда проехать по плохой дороге. мы довольны еще одной достигнутой победой. скоро будет темнеть, поэтому мы возвращается км на 2 назад, где мы по дороге видели неплохое место для ночевки. тем более нам возвращаться (мы еще не знали, что на утро полезем вперед на перевал). раскидываем палатки, купаемся снова в холодной бурной мзымте, разжигаем костер. готовим рагу на 6 человек. вдруг, неожиданно подъезжают ... еще 5 байкеров, среди них одна барышня. вау! среди них один человек, которого мы видели в вишневке на побережье недалеко от туапсе. мир действительно тесен. он тоже сюда доехал. мы чуть ли не обнимаемся со всеми. какая встреча! но они торопятся на источники до темноты. на обратном пути остановятся и мы поговорим. они едут налегке. все вещи у них в камере хранения в адлере. все они из москвы, кроме одного байкера (у него байк alpina алюминевый - этот байк делается в гатчине под санкт-петербургом по итальянской технологии. из-за того, что он в 2 раза дешевле brand'ов, их очень много в питере). у других - connondale (2хподвес), merida, castello и еще один не запомнили. на обратном пути они останавливаются и мы договариваемся подняться на аишсхий перевал 2401 м завтра с утра. решили в 9:30-10:00 они впятером подъедут к нам и мы будем штурмовать перевал. ребята торопятся обратно на икрасную поляну.

20.август.1999 - день 17 (красная поляна)

21.август.1999 - день 18 (красная поляна - абхазия - адлер)

22.август.1999 - день 19 (адлер - сочи - дагомыс)

23.август.1999 - день 20 (головинка - спутник)

24.август.1999 - день 21 (спутник - наджиго)

25.август.1999 - день 22 (спутник - сочи - адлер)

26.август.1999 - день 23 (адлер, поезд)

27.август.1999 - день 24 (москва, поезд)

небольшое описание наших байков (по-алфивиту)

Giant - хр.-мол., желтый, зла€ резина, V-brake, Grip-Shift, спидометр SigmaSport
Raileigh - алюм., черный, с вилкой, зла€ резина, V-brake, Grip-Shift, контакты, спидометр CatEye
Scott - хр.-мол., черный, зла€ резина, туклипсы, спидометр SigmaSport
Trek - хр.-мол., желтый, зла€ резина, V-brake, Grip-Shift, контакты, спидометр SigmaSport
Trecking Fox - хр.-мол., желтый, зла€ резина, Grip-Shift, спидометр SigmaSport
все байки оказались на редкость прочными и в дороге серьезных поломок не произошло, хот€ некоторые байки уже подход€т к почетному рубежу 10000 км. из существенного - только сорвана резьба на рулевой колонке Trek'а (разболталась), сламаны 2 багажника, причем один полностью. также пробили несколько камер (именно пробили, а не прокололи) из-за недокачки шин. иногда подт€гивали тормоза. и больше ничего! хот€ надо сказать, что побились педали об камни, потерлись велорюкзаки и наверно самое существенное (у тех у кого контакты) - сильно побилась подошва у велотуфлей.
пожелани€: ехать на сликах и полусликах по горам проблематично, наверно иногда не помешала бы вилка и тормоза V-brake или круче.

 

 
       
Используются технологии uCoz